Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Игорь Юргенс: будущее Абхазии и Южной Осетии, ч. 1
Произошла трагедия. Некоторые говорят, территориальная трагедия для грузинской целостности. Я считаю, что никогда не говори «никогда». Думаю, когда изменится руководство этой республики и когда наладятся отношения верхов, то еще возможны дипломатического рода решения вопросов — включая территориальные размены, конфедеративные условия, воссоединения, и так далее, и тому подобное.
Не буду забегать вперед. Этим занимаются очень профессиональные люди — по крайней мере с российской стороны один из лучших имеющихся у нас дипломатов Григорий Карасин, статс-секретарь Министерства иностранных дел. Он ведет переговоры в Женеве. И, повторяю, знаю не понаслышке, что он очень хороший специалист.
Что касается экономики. Глядя на ситуацию непредвзятым взглядом, без учета всех очень сложных исторических обстоятельств, мы, по сути, когда говорим о Южной Осетии, говорим о тридцати тысячах людей и о двух селах. Поэтому говорить здесь о государственности, о становлении какой-то экономики с точки зрения экономиста довольно смешное дело. Я думаю, что самым прагматичным решением вопроса был бы какого-то рода референдум о присоединении Южной Осетии по их собственной воле к северным осетинам. С точки зрения прецедентного международного права такое бывало.
Что касается Абхазии, то тут несколько другое. Там чуть больше население, хотя не так уж грандиозно больше. Насколько я знаю, 80 тыс. абхазцев, людей абхазской национальности, чуть больше, если с другими национальностями. Но несколько более глубокая история в Абхазии: своя культура, своя религия и большая миссия у лидера и, соответственно, людей, его окружающих.
Я знаю о контактах абхазской стороны и с сирийскими, и с турецкими предпринимателями. Они довольно успешные. Визит президента Медведева показал, что, безусловно, российская сторона была бы заинтересована как минимум в этом туристическом кластере, который, конечно, из себя представляла Абхазия — одна из жемчужин советского курортного дела. Поэтому здесь все небесполезно.
Примирение, которое сейчас кажется нереальным с грузинами после всех исторических обстоятельств взаимоотношений этих двух народов, я тоже не назвал бы фатально законченным делом. Повторяю, никогда не говори «никогда». Посмотрим, как будет развиваться ситуация внутри Грузии. Посмотрим, как будет развиваться ситуация внутри Российской Федерации после 2012 года. Посмотрим, как эту карту будут или не будут разыгрывать третьи страны, третьи силы. И вот тогда будем следить за ней в динамическом равновесии.
Пока я считаю, что южноосетинское будущее вместе с североосетинским народом. У абхазов есть свой путь эндогенного развития — так сказать, карликовое государство типа Андорры. Но только будущее покажет, насколько это реалистично.
Вспомните пожалуйста СССР и все эти вьетнамы анголы .....
СССР сдох.
И началась совсем другая история.
Всего Вам Доброго!