31 марта показало, что «Стратегия-31» потеряла значительную часть своих сторонников. Причина лежит на поверхности: как только власти разрешили собираться на Триумфальной площади, бороться в Москве стало не за что. Неудивительно, что на согласованную акцию вчера пришло не более трехсот человек.
А вот Валентина Матвиенко оказалась не так дальновидна, как Сергей Собянин. Протестные мероприятия по 31-м числам в Петербурге по-прежнему запрещены. Между тем выступления в защиту свободы собраний там всякий раз проходили не менее драматично, чем в Москве. Вспомним только нашумевшую историю с «жемчужным прапорщиком».
Но, несмотря на гордое звание «Северной столицы», происходящее в городе на Неве, как правило, не выходит за рамки внимания жителей региона. Минувшей зимой, однако, Санкт-Петербург часто становился главным ньюсмейкером. Правда, поводы были весьма печальные: многочисленные смерти людей от сосулек, ужасающие дороги — и в связи с этим недовольство горожан работой губернатора Матвиенко.
Тем не менее большинство россиян не слишком хорошо осведомлены о жизни Санкт-Петербурга. И вот вчера традиция была нарушена — внимание пишущих, телевизионных и интернет-СМИ было приковано именно к этому городу.
В несанкционированной акции оппозиции у Гостиного Двора в Петербурге принял участие Борис Немцов, раздававший свою книгу «Путин. Коррупция», а также Илья Яшин. Колонна «несогласных» во главе с ними неожиданно двинулась в сторону Смольного по Невскому проспекту.
Оппозиционерам удалось пройти почти полпути и на несколько минут перекрыть Невский проспект, выйдя с растяжкой «Матвиенко в отставку», после чего Немцова и Яшина задержали. Но оставшихся участников акции это не остановило. И они маршем протеста дошли почти до Смольного.
Сам Борис Немцов, комментируя происшедшее, сказал следующее: «Круто мы сегодня зажгли. Спасибо всем. Немного не хватило до Смольного, однако до победы осталось совсем чуть-чуть».
В правозащитной ассоциации АГОРА сообщили, что в Петербурге также были задержаны активисты арт-группы «Война» Леонид Николаев и Олег Воротников. Причем последнего задержали вместе с ребенком, а его супруга также находится в полицейском участке, но в другом отделении.
Безусловно, говорить, о том, что центр протестного движения перемещается в Питер, рано. Но эффект от приезда в город политиков федерального уровня налицо. Видимо, лидеры непарламентской оппозиции осознали, что поддержка одних только москвичей не перспективна. В преддверии выборов движению «Солидарность», как и другим «несогласным», крайне необходимо повышать свою узнаваемость у россиян. Можно предположить, что в ближайшее время нас ждет расширение географии маршей протестов несистемной оппозиции.
И здесь многое будет зависеть от местных властей — запрет на подобные мероприятия поможет вырасти количеству их сторонников. В этой связи любопытно будет посмотреть, что и как будет делать, например, губернатор Кировской области Никиты Белых, друг и бывший соратник Бориса Немцова, когда «несогласные» приедут и к нему.
Комментирует Михаил Шнейдер, ответственный секретарь Федерального политсовета движения «Солидарность»
Проведение акции в рамках «Стратегии-31» в Санкт-Петербурге, а не в Москве, как это было всегда, связано с тем, что с оппозиционерами Северной столицы удалось договориться о едином выступлении.
В данном случае Питер отобрал у Москвы пальму первенства в плане оппозиционности, удерживаемую Первопрестольной по крайней мере два последних года. Все изменилось в январе, когда часть московских оппозиционных политиков пошла на компромисс с властями и отказалась от организации неких параллельных акций, выступая лишь на разрешенных площадках и с разрешенным количеством участников.
Такое решение, на наш взгляд, ослабило группу оргкомитета акций в рамках «Стратегии-31» в Москве. Ведь многие выходили на улицы 31-го числа по призыву правозащитницы Людмилы Алексеевой, которая теперь выводит людей на Триумфальную площадь с согласия руководства столицы. Теперь люди в раздумьях: участвовать ли в акциях, а если «да», то в санкционированных или несанкционированных?
Власти грамотными в технологическом плане действиями удалось расколоть более-менее единый стан столичной несистемной оппозиции. Была использована такая особенность демократов, как неспособность ни на йоту отойти от своих взглядов, первоначальных позиций, неспособность пойти на компромисс. У нас в стране вообще культуры компромисса пока нет.
Что касается действий петербургской полиции в сравнении с московской, то нельзя назвать их менее или более жесткими. Они такие же. Ведь система-то одна и та же. Жесткими всех людей в погонах делает именно она. Как и более лояльными. Так что, можно сказать, в Питере действуют так же, как и в Москве.
Комментарии