Доллар = 76,42
Евро = 82,71
«Арабская весна»: причины и последствия
Лев Гулько: В нашем «Ресете» сегодня в качестве эксперта выступает обозреватель интернет-портала «Особая буква» Роман Попков. Привет, Рома.
Роман Попков: Здравствуйте.
ЛГ: Мы тоже подводим итоги года. У нас два времени года — «арабская весна» и «российская осень» и одна мировая проблема. Первая часть — «арабская весна». Вот с нее и начнем. С весны.
РП: Да. Событие было весьма интересное и неожиданное. Вроде бы как к тому все и шло. Такие старые светские режимы мачо в аксельбантах — всех генералов бывших и действующих — они себя уже изжили. Система, выстроенная ими, чересчур автократична. Нет социальных лиц. Нет просвета в будущем. И общество — а это молодое общество, потому что очень много молодежи в Каире, Александрии, в Порт-Саиде, в Триполи. Им нужно что-то большее, чем пресловутая стабильность. Люди хотели перемен. И получилось, что эти режимы не могут на вызов времени отвечать.
У них нет мощной идейной составляющей, которая позволяла бы биться. Каддафи был некоторым исключением, безусловно, выпадающим из общего ряда. Им нечем похвастаться. Потому что светский арабский национализм никак себя не проявил. Все войны с Израилем проиграны позорно. Нет никакой внешнеполитической перспективы. И все это начало рушиться. Осыпаться. Где-то с большим шумом, как в Египте, где-то с меньшим, как в Тунисе. Но все падает.
И тут я бы не стал так уж сильно преувеличивать роль социальных сетей, того же «Фейсбука». Потому что во многом в самоорганизации общества сыграл роль патриархальный фактор. Там же вся жизнь общественная проходит на улице. Люди много общаются. Сарафанное радио. Связи между кварталами всей этой бедноты городской. Люди очень быстро сорганизовались. И, конечно, нас это вдохновляет. Это здорово.
ЛГ: Это с одной стороны. С другой стороны, все эти арабские движения возглавили исламисты. Что в этом хорошего, не пойму. Оседлали.
РП: Для нас как для страны с геополитическими интересами это серьезный вызов. Но нужно понимать, что люди, выдвигающие на первый план тех же «Братьев-мусульман», делают это не от хорошей жизни. Нет другой силы организованной. Все партии политические зачищены.
ЛГ: Я читал одного эксперта. Довольно уважаемый человек, который считает, что вообще это все Катар, в котором сидят ребята «Братья-мусульмане», имеющие достаточный вес. И вообще Катар все это спровоцировал. Ему так выгодней. Во-первых, стать лидером, во-вторых, он богат. Денег много.
РП: Это фактор серьезный. Но чересчур увлекаться конспирологией я бы не стал. Конспирология — враг разума всегда. Обвинить Катар, или германский Генштаб, или штабы ЦРУ — проще всего. Но одна внешняя инициатива не будет иметь успеха, если общество не созрело и не готово. Если нет глубокой внутренней потребности. Можно какие угодно деньги вбрасывать. Это все будет полным пшиком.
ЛГ: А национальная особенность тех же государств арабских? У них есть своя особенность национальная. Они много лет так живут. Их все устраивает. Западный мир не очень воспринимают. Например, те, что пришли в Египте. Они не очень воспринимают эти ценности.
РП: Безусловно, мы же делаем скидку. Там не будет демократии западного образца. Это четко и ясно.
ЛГ: А демократию арабского образца я себе не очень представляю.
РП: Демократия арабского образца — Тахрир и исламисты, которые, скорее всего, будут побеждать на выборах и дальше. Это их путь. По-другому не будет.
ЛГ: Тогда последний вопрос нашей первой части: нужна ли была эта революция? Если на смену стабильным режимам пришли исламисты, от которых не знаешь чего ожидать?
РП: Вопрос в том — кому? России? С этой позиции, разумеется, нет. И тут в Триполи идет геноцид негров. Безусловно, это говорит о том, что могут быть чудовищные эксцессы. Но если мы залезем в шкуру простого араба — парня, который жил, предположим, в квартале мусорщиков, — что лучше для него? Хотя бы какая-то уличная жизнь. Хотя бы какие-то события. Вот это вечное болото, когда ничего не меняется. Когда ты родился мусорщиком, проживешь мусорщиком и умрешь мусорщиком. И твои дети и внуки будут мусорщиками. Вот если в шкуру этого парня влезть, тогда еще стоит задуматься, хороши эти революции или плохи.
ЛГ: Хорошо. Давайте на этом первую часть закончим. Так мы кое-что про «арабскую весну» рассказали нашим уважаемым зрителям и читателям. Теперь хотелось бы перейти во второй части к «российской осени». Потому что все говорят, все ссылаются на «арабскую весну». Но это во второй части.
Комментарии