Доллар = 76,42
Евро = 82,71
Координационный совет оппозиции
РП: Итак, Координационный совет. Прошло, конечно, совсем немного времени, но кое-какие шаги уже были сделаны. Первая акция КС была классная — с этими пикетчиками, которые выстроились через весь центр Москвы.
ОК: Вряд ли я открою страшный секрет, если скажу, что автор идеи этой акции находится вне КС — это Юрий Сапрыкин. Главный и не нуждающийся в избраниях идеолог, или духовный лидер, нынешнего протестного движения — хотя его самого, думаю, такое определение испугало бы.
РП: Но ведь КС его поддержал. А там могли быть разные варианты. Какой-нибудь Пархоменко мог затеять длинные переговоры с мэрией.
ОК: А Удальцов мог затеять митинг.
РП: Ну да, в фонтане. То есть формула Сапрыкина была принята, и это здорово. А было ли в последнее время что-то такое, что тебя напрягает в КС?
ОК: Истории КС, которую можно было бы обсуждать, пока нет. Есть одно заседание, которое состоялось две недели назад. Вообще, мне кажется, сам процесс его избрания был более важен, чем то, что у нас в итоге получилось. Потому что процедура, в которой мы участвуем, может повториться еще и еще раз — может, даже в более весомом формате. По крайней мере мы ее опробовали, и она получилась.
Что касается истории Координационного совета, то в ней, кроме этой акции в поддержку политзэков и одного заседания, ничего пока нет. А на заседании меня очень неприятно поразили две вещи.
Во-первых, избрание ныне председательствующего Алексея Навального. Я, конечно, и сам понимаю, что Навальный там главный. Но как это было оформлено?
Старейший член совета Пионтковский начал заседание с того, что сравнил себя с Кларой Цеткин, которая также была старейшим членом рейхстага при Гитлере. То есть намек понятен. А потом Пионтковский говорит — без какого-либо перехода и без иронии — что, поскольку главный победитель наших выборов Алексей Анатольевич, давайте все дружно его изберем. И все дружно избрали его председателем.
И тут невольно задумаешься: ну хоть бы соблюли какое-то приличие, да? К примеру — а кто еще хочет? Какие еще есть кандидатуры? Нет, ничего подобного.
Ну да ладно, это такой комизм. Тем более что я спрашивал Навального, и он говорит, что модератор каждый раз будет избираться новый, что не будет фигуры номер один.
Второй момент расстроил меня гораздо больше. Это когда Илья Яшин и Гарри Каспаров пытались нахрапом — мол, у нас мало времени, так что давайте быстрее — протащить в секретари Некрасова.
Некрасов — человек, который шел с Яшиным в одном блоке в Координационный совет, но в отличие от Яшина не прошел. Я не знаю, какие у Яшина перед ним обязательства, но почему-то Яшину было очень важно провести такого человека в секретариат Координационного совета.
Человек очень странный, с очень странной биографией. Ее он изложил, только когда его приперли к стенке в «Фейсбуке»: ну скажи, где зарабатываешь. Говорил на каком-то птичьем языке, называя непонятные ООО, и откуда они взялись, тоже непонятно. Но вот на этой почве он стал миллионером.
Его публичная политическая биография состоит из двух пунктов: он работал в команде Дворковича в Кремле, в администрации президента, а теперь — как он говорит, на общественных началах — занимается Комитетом гражданских инициатив Кудрина.
Если вдруг КС нужно вести переговоры с Кудриным, тогда давайте об этом прямо и скажем: мол, мы начинаем переговоры, и нам нужно проникновение в путинскую элиту. Но когда делают вид, что просто есть некий независимый политик, и вот давайте мы его привлечем, это странно.
А то, что хедлайнерами этой акции были ветераны движения «Солидарность» Каспаров и Яшин, мне не нравится втройне, потому что мы знаем историю «Солидарности» с их дрязгами, интригами, скандалами и аппаратной борьбой. Причем вся эта борьба никакой внешней пользы не имеет: для кого имеет значение, является ли человек членом политсовета «Солидарности»? Только для него самого.
И то, что они эти правила пытаются протащить в группу, в которой являются лишь одной из фракций символических, мне лично не нравится. Это вам не «Солидарность». Здесь есть и националисты, и левые, и деятели гражданской платформы. Ни Мирзоев, ни Шац, ни Лазарева, ни тем более Кац, оказавшийся самым здравым голосом в этой истории, не подписывались под партийной интригой «Солидарности».
Я надеюсь, что это не повторится. Винокуров дал какой-то отпор и в итоге добился того, чтобы они с Некрасовым были временными секретарями до следующего заседания. Это хотя бы какой-то плюс.
РП: Сейчас в соцсетях много говорят про выборы в КС. Согласись, довольно странно, что люди, которых мало кто знает — вроде той же Любови Соболь, — прошли в КС. Но это люди из команды Навального. При этом они обошли в голосовании куда более известного Сергея Шаргунова, Дениса Билунова… И как такое получилось?
ОК: Здесь как раз все логично, и даже в самой демократической процедуре этого избежать нельзя. Есть, бесспорно, популярный Навальный. И когда он говорит своим сторонникам: голосуйте за мою команду, — нормальный сторонник как раз может проголосовать. Так что тут проблемы не вижу.
То есть, наверное, в глобальном смысле это проблема, потому что было бы здорово, если бы избиратели тщательно изучали программы и внимательно смотрели дебаты, а не ориентировались на медийные штучки. Но люди во всем мире ориентируются на медийные штучки, и избежать этого нельзя.
РП: По поводу КС сейчас идет много споров в паблике. Как тебе кажется, стоит ли вставать на его защиту или здоровая критика только на пользу? Мне вот как пользователю «Твиттера», «Фейсбука» интересно знать, как лучше поступать в этих дискуссиях: защищать КС как здоровое и перспективное начинание от нападок «мурзилок» и наемников или критика пойдет на пользу?
ОК: Я как раз сторонник того, что защищать не нужно, ведь здоровая критика закаляет и характер, и политические умения. Нездоровую критику можно просто игнорировать. Когда Кристина Потупчик пишет, что Координационный совет плохой, это можно пропускать мимо ушей, потому что у нее работа такая.
Я не вижу большой проблемы в том, что Координационный совет месяц или два будет молчать, а все будут говорить: ну где же? Ради Бога, когда будет нужно, он соберется (по-моему, 20 ноября — следующая дата).
Хотя да — вопросов много даже у меня самого. Мне, например, выдали мандат, который стоит тысячу рублей, — то есть 45 тыс. рублей из кассы зачем-то потратили на эти мандаты.
РП: Красивый мандат?
ОК: Да он странно так выглядит — как проездной. Вот, я могу показать. И вот на эти вещи было потрачено 45 тысяч.
Но я думаю так: можно с иронией ко всему этому относиться, но лучше иметь что-то, чем совсем ничего.
РП: Хорошо. Тогда в третьей части программы поговорим о том, что мы пережили за последний год и с чем имеем дело сейчас, с какой температурой в обществе.
Комментарии