«Сенсационный ролик» представляет собой как бы случайную и тайную запись закрытого совещания президента с министрами и главами регионов в Калмыкии. «Я прошу камеры выключить», — произносит Путин, однако один из операторов пропускает мимо ушей пожелание главы государства и фиксирует его дальнейшие слова.
«Как мы работаем? Качество работы — ничтожное! Все поверхностно делается, понимаете? И если будем работать так, то ни хрена не сделаем… Если мы этого не сделаем, то нужно будет признать, что либо я работаю неэффективно, либо вы все плохо работаете и вам нужно уйти. Обращаю ваше внимание на то, что на сегодняшний день я склоняюсь ко второму варианту», — вещал Владимир Владимирович.
Забросив в общество такую информационную бомбу, Кремль немедленно приступил к установке дымовой завесы.
«Была просьба президента выключить камеры. И неэтично публиковать выступление на закрытой части совещания», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он также пообещал, что обстоятельства утечки ролика будут выяснены, а журналисты LifeNews, скорее всего, лишатся места в президентском пуле.
Надо быть очень наивным человеком, притом совершенно неискушенным в российской политике, чтобы поверить, будто подлые журналисты «воровски» записали выступление президента, не предназначенное для посторонних глаз, и, посмеиваясь, выложили компромат. Судя по всему, «слив компромата» был санкционирован на высшем уровне.
Кроме того, распространяется информация, будто предложение «уйти» адресовано не членам правительства, а главам регионов. Но в совещании участвовало четверо губернаторов (Вячеслав Наговицын, Алексей Орлов, Александр Жилин и Владимир Груздев) и столько же членов правительства (Антон Силуанов, Дмитрий Козак, Андрей Белоусов и Игорь Слюняев). До кучи: как отмечает интернет-издание «Слон», «основная критика Путина была адресована именно кабинету министров. Президент упомянул о «поверхностной» работе по заключению соглашений — речь идет о соглашениях между фондом ФКЖ и регионами, — а также неэффективном исполнении его майских указов. Это давние претензии Кремля к кабинету Медведева».
«Путин через инсценировку «секретной записи» сообщает о готовящейся отставке прав-ва», — уверен Сергей Доренко.
Власть верна вековым традициям — сановников, аккумулировавших ненависть масс, сбрасывают с крыльца на копья. Точнее, символически сбрасывают на условные копья — все-таки на дворе не XVII век! Громкая отставка правительства, с обнародованием грязного белья на НТВ, рано или поздно произойдет. А президент, как водится, останется «весь в белом».
В этой многоходовке Дмитрию Медведеву, формально второму человеку в стране, отведена роль статиста.
На этом фоне выступление Дмитрия Анатольевича в Государственной думе производило двойственное впечатление. Премьер бодро отчитался о достижениях во всех областях народного хозяйства. ВВП (имеется в виду валовой внутренний продукт) медленно, но уверенно растет. Государственный долг составляет всего 10 процентов от ВВП (тогда как в США, о ужас, — более 100 процентов, во Франции — более 90, в ФРГ — 80). Страна сохранила лидерство в запуске ракетоносителей, открыто энное количество новых больниц, поликлиник, высокотехнологичных медицинских центров, детских садов, учреждений массового спорта и так далее. Несмотря на тяжелые погодные условия последних лет, аграрии сохранили «экспортный потенциал». В 2012 году родилось еще больше детей, чем в 2011-м, и есть шансы, что страна выберется из «демографической ямы». Проблемы есть, но мы их успешно решаем и решим.
Вопросы членов фракций не сильно омрачили настроение докладчика. Николай Коломейцев из КПРФ вспомнил о том, что в кипрской офшорной ловушке оказались колоссальные средства, принадлежащие в том числе российским госкорпорациям и даже некоторым членам кабинета. Коммунист поинтересовался, какие меры правительство предпримет для деофшоризации экономики.
Премьер на это сказал, что нужно создать «такой налоговый режим, чтобы люди поняли, что деньги надо хранить в нашей стране», выразил ерническую благодарность «коллегам из Евросоюза», которые показали, как не надо проводить конфискационную реформу, и под конец игриво предложил «сделать Кипру ручкой».
Игорь Лебедев из ЛДПР обрушился на Дмитрия Ливанова. Он припомнил министру образования «ссору с академиками», публичную нецензурную брань, предложил «разогнать МГУ и открыть там торговый центр», коль скоро глава Минобрнауки оценивает эффективность вузов по их хозяйственной деятельности, и закончил предложением отправить Ливанова в отставку.
«Министр не рубль, чтобы всем нравиться», — логично заметил Медведев. После этого он пустился в длинные рассуждения о том, что должности главы Минздрава и Минобра — «расстрельные», что критика министров — не право, а обязанность депутатов. Красной нитью через его выступление проходило послание: «Ливанова не отдам!»
Премьеру задали ряд скользких вопросов: об ОАО «Росфинагентство», которое будет распоряжаться деньгами резервного фонда, о тарифах ЖКХ, рост которых не сопровождается ростом качества услуг, о «золотых парашютах», которые получают топ-менеджеры даже не самых благополучных предприятий. Ответы главы правительства на подобные можно выразить короткой фразой: «Это очень важно, мы работаем над этим». Сюда же стоит добавить призыв не стричь всех под одну гребенку, неоднократно прозвучавший в выступлении премьера.
После того как со своими вопросами выступили депутаты, настала очередь лидеров фракций. Глава единороссов Владимир Васильев осторожно похвалил «нашу общую работу»; лидеры парламентской оппозиции вполне ожидаемо обрушились на правительство с критикой. Речь Геннадия Зюганова была выдержана в умеренно-апокалиптических тонах. Лидер эсеров Николай Левичев осторожно намекнул, что в случае осенней рецессии его фракция будет ставить вопрос о доверии правительству. Как всегда, ярко показал себя стране и миру Владимир Жириновский. Он требовал «гнать вагонами в Воркуту, в Магадан» проворовавшихся руководителей Олимпстроя, ввести визовый режим со среднеазиатскими республиками («Уберите мигрантов! Введите визы и визы не давайте!»), объявил, что Китай травит россиян детскими игрушками и курительными смесями, а покойную Маргарет Тэтчер назвал любовницей Михаила Горбачева.
Довольно любопытной была реплика Жириновского по поводу несистемной оппозиции. «Болотная у меня вызывает подозрения. Кто-то организовал. И не только с Запада. Это делают структуры, находящиеся в России, в правительственных кругах. И деньги идут оттуда, из бюджета страны!» — заявил он.
Не исключено, что именно в этот момент Дмитрий Анатольевич ощутил внезапную сухость во рту. Намек на связь либеральной фракции во власти с «белоленточниками» прозвучал более чем ясно…
В целом событие дня, которым стало выступление главы правительства в парламенте, оставило впечатление какой-то недосказанности. Поскольку политический вес Дмитрия Анатольевича и, соответственно, его роль в принятии стратегических решений всем слишком хорошо известны, само по себе его выступление перед депутатами представляло незначительный интерес. События среды должны были пролить свет на главную интригу последних дней — отправит ли Путин правительство в отставку. Пока внятных «сигналов» уловить не удалось.
Впрочем, и в качестве номинального главы правительства Медведев не вызывает у депутатов особенного пиетета. Когда он произносил заключительную речь, его перебили довольно непарламентским возгласом из глубины зала: «А про зимнее время?»
«Нам не нужно бесконечно дергаться. Поживем с этим временем, но это не значит, что вопрос закрыт раз и навсегда», — ответил Медведев. Очевидно, что за реформу времени — зримое доказательство своего четырехлетнего пребывания во главе страны — он будет держаться всеми руками.
Однако по вопросу «промилле», который волнует всех автомобилистов (кроме тех, кто ездит с «мигалками»), Дмитрий Анатольевич Медведев согласился пойти на компромисс. Он заявил, что с учетом возможной погрешности приборов можно сделать допустимым содержание алкоголя в 0,1 промилле.
И вообще: «Пить нельзя. Это вредно и опасно».
На том и разошлись…
Материал подготовили: Виталий Корж, Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии