Как известно, «Россия — щедрая душа». Может быть, пенсионеры из Орловской или Костромской области усомнятся в этом, вспомнив, сколько им ежемесячно приносит почтальон. Тогда пусть они включат телевизор, где Екатерина Андреева расскажет им, как наша страна помогает нуждающимся.
Нынешней осенью российская пшеница накормит голодающий никарагуанский народ. А с прошлого года РФ регулярно отправляет гуманитарную помощь в Сирию, охваченную гражданской войной. В 2010 году, когда киргизские националисты устроили резню узбеков и те начали искать спасение в родном Узбекистане, МЧС России отправило в эту страну 120 тонн гуманитарной помощи — мясные и рыбные консервы, детское питание, палатки, одеяла и тому подобное. В том же году российская гуманитарная помощь отправилась в Турцию, пострадавшую от землетрясения. И, когда в начале 2010 года землетрясение разрушило гаитянский Порт-о-Пренс, отечественные «оранжевые береты» не только привезли туда еду и медикаменты, но и, не страшась мародеров, развернули полевые госпитали.
Здесь перечислены лишь некоторые зарубежные операции Министерства чрезвычайных ситуаций.
Но этим щедрость российского руководства не ограничивается. В разные периоды истории наше государство щедро кредитовало партнеров из числа стран «третьего мира». В приличном обществе полагается возвращать долги, но лидеры стран «третьего мира» считают подобные нормы глупой выдумкой. Уважая традиции своих партнеров, Кремль списывает многомиллиардные долги, розданные еще в советское время.
Вот несколько цифр для поднятия патриотизма.
«Год 2000-й. Списание 11-миллиардного (в долларовом эквиваленте) долга Вьетнаму.
Год 2003-й. Списание иракского долга в размере 12 миллиардов долларов.
Год 2007-й. Россия списывает Алжиру долг в размере 4,7 миллиарда долларов в обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.
Год 2007-й. Монголии списан долг в 11,1 миллиарда долларов.
Год 2007-й. Россия прощает Афганистану ту же (около 11 миллиардов долларов) сумму долга.
Год 2008-й. Россия в обмен на выгодные контракты списывает долг в размере 4,6 миллиардов долларов Ливии. Контракты потом пришлось быстро сворачивать в связи с известными событиями.
Год 2010-й. Снова Монголия. Списание уже российского долга в размере 168 миллионов (не миллиардов) долларов.
Год 2012-й. Российская Федерация списывает целому ряду африканских стран долг в размере около 20 миллиардов долларов.
Год 2012-й. Списан 11-миллиардный (какое-то магическое число долга) КНДР.
Год 2012-й. Списан долг Киргизии в размере около 0,5 миллиарда долларов.
Год 2013-й. Проводится реструктуризация кубинского долга, который, по некоторым данным, составляет около 30 миллиардов долларов.
А кто-то еще кричит «хватит кормить Кавказ!». Да северокавказские республики хотя бы на бумаге являются российской территорией...
Неумеренная щедрость — наша давняя традиция. СССР «помогал» едва ли не половине планеты. Советские инженеры и строители возводили дороги и плотины в странах «народной демократии»; советские медики лечили темнокожий интернационал от малярии, желтой лихорадки и других экзотических заболеваний; в советских вузах готовили специалистов для стран, где после «свержения колониального ига» и изгнания белых угнетателей не осталось грамотных людей…
Вот некоторые данные по сотрудничеству СССР и Алжира. «Сотрудничество», правда, было несколько односторонним…
«После установления дипломатических отношений между двумя странами (19—23 марта 1962 года) Советский Союз оказывал Алжиру следующую материальную помощь:
— по правительственной линии: в августе — октябре 1962 года в связи с просьбой ВПАР в Алжир была направлена бесплатная помощь продовольствием: 10 000 тонн пшеницы, 5000 тонн сахара, 500 тонн растительного масла, 1 млн банок сгущенного молока и 1 млн банок рыбных консервов.
В декабре 1962 года в Алжир выехали две группы советских медработников (10 человек) сроком на шесть месяцев для оказания медицинской помощи алжирскому населению. Одновременно в Алжир было поставлено медикаментов на сумму 40 000 рублей. В июне 1963 года срок пребывания советских врачей в НДА был продлен до 1 января 1964 года.
— по линии советских общественных организаций (Комитет солидарности стран Азии и Африки, Комитет защиты мира, КСЖ8, СОКК и КП СССР) в 1962—1963 годах Алжиру оказана помощь продовольствием и медикаментами на сумму свыше 50 000 рублей, в том числе было поставлено: 50 тонн муки, 7,5 тонн сахара, более 10 000 банок сгущенного молока, одежды, обуви и школьных принадлежностей для алжирских детей — на 12 000 рублей, а также медикаментов на сумму около 7000 рублей».
Пусть читателей не смущают несерьезные цифры: советский рубль середины прошлого века был весьма солидной валютой. По относительной покупательной способности советский рубль 1960-х можно приравнять к 500 современным российским рублям.
А вот что представляло собой советско-индонезийское «сотрудничество»:
«На условиях долгосрочных кредитов ввозятся в страну советские сельскохозяйственные машины. При участии советских специалистов строятся фабрики искусственных удобрений. Советские рисоводы по просьбе индонезийского правительства организовали на Яве и Калимантане образцовые государственные хозяйства, которые будут помогать крестьянам обрабатывать земли, снабжать их сортовыми семенами, внедрять передовые методы сельского хозяйства.
Вдоль восточного побережья Калимантана прокладываются с помощью Советского Союза шоссейные дороги. Они позволят освоить для сельского хозяйства земли, сейчас покрытые джунглями».
Такая идиллия царила на рубеже 1950—1960-х годов. Пройдет немного лет, и товарищ Сукарно устроит массовое избиение местных коммунистов...
В 1955—1958 годах СССР установил дипломатические отношения с целым рядом молодых африканских государств: Ганой, Гвинеей, Ливией, Либерией, Марокко, Суданом и Тунисом. При финансовой и технической помощи СССР в этих странах было построено около 6000 предприятий.
Заметьте: речь идет исключительно о мирных поставках. Военная помощь, которую СССР оказывал братским странам, — это особая статья.
Зачем все это делалось — в общем, понятно. Отправляя комбайны и танки, пенициллин и сахар в страны «третьего мира», где банды лесных головорезов поднимали красное знамя, советское правительство покупало лояльность лидеров новых государств. В обмен на «калашниковы» и фактически невозвратные кредиты они соглашались размещать советские военные базы на своей территории и голосовать в ООН за московские инициативы.
Оправдалась ли такая стратегия? Для СССР — да, по крайней мере на определенном этапе. Для его преемницы России — очевидно нет.
И ведь нельзя сказать, что Советский Союз оказывал помощь от избытка. Наша страна надрывалась, но тянула на себе «народно-демократических» нахлебников. В то время, как советские работяги прокладывали шоссе в джунглях и пустынях, русские деревни в Нечерноземье, как и при царе Горохе, связывали размытые грунтовки. У Москвы находились средства на электрификацию бирманских и ангольских джунглей, а между тем десятки тысяч деревень, стоявшие сотни лет, внезапно оказались «неперспективными». СССР поставлял голодающим сахар, сгущенку и прочие вкусности, но в советских магазинах пустые прилавки стали привычными задолго до перестройки. Дефицит на «товары народного потребления» в первом в мире государстве рабочих и крестьян был настолько всеобъемлющим, что его не стеснялись отображать даже в подцензурных советских кинокомедиях (вспомните эпизод из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где изобретатель машины времени бегает по Москве в поисках транзисторов). Для того чтобы «достать» совершенно тривиальные вещи, приходилось идти на немыслимые, с точки зрения современного человека, ухищрения.
Разумеется, на партсобраниях советские трудящиеся не могли сдержать «чувства глубокого внутреннего удовлетворения», когда парторг разливался соловьем про «братскую помощь». В частных разговорах люди осмеливались ворчать — зачем, дескать, начальство тратит народные рубли на поддержку прожорливых «братьев» и «друзей»… А те, кто внимательно читал газеты (наш народ всегда был не чужд политике, еще в чеховских рассказах мещане обсуждают Бисмарка, Биконсфильда и Гамбетту), те обращали внимание, что недавние прогрессивные лидеры то и дело превращались в реакционную клику на службе империалистов.
Хитрые туземные вожди следовали русской поговорке «Ласковое телятко двух маток сосет». И если оказывалось, что у вашингтонской «матки» молочко жирнее, чем у московской, лидеры без лишних сомнений меняли ориентацию. Яркий пример — Мухаммад Анвар ас-Садат.
Но, как бы то ни было, советская «братская помощь» имела геополитическое обоснование. А вот аттракцион неслыханной щедрости, который демонстрируют современное руководство России, невозможно объяснить никакими политическими резонами. «Патриоты» твердят, что, прощая долги, РФ приобретает верных друзей и соратников. Однако практика опровергает эту кухонную геополитику. Правительства стран, которым Москва «реструктуризировала» долг, почему-то не превращаются в наших верных вассалов.
То, что у России нет ни одного надежного союзника, замечательно иллюстрирует позорная ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии. Эти республики, фактически отвоеванные у Грузии пять лет назад, до сих пор признали только пять государств: собственно РФ, Венесуэла, Никарагуа, а также пара атоллов в Тихом океане — Науру и Тувалу. Остальные решили не раздражать мировое сообщество, первую скрипку в котором играет сами знаете кто…
Последняя отговорка «охранителей», понимающих, что отношение Кремля к странам-должникам выглядит странно, звучит так: а с них, мол, все равно ничего не получить. Это отчасти верно. Ким Чен Ын вряд ли вернет 11 млрд долларов, которые задолжала КНДР. То же можно сказать про Ливию, Ирак и Афганистан. При этом России сейчас нет возможности принудить должников к расплате.
Однако политическая конъюнктура имеет свойство меняться. И самое разумное, что могло бы сделать руководство России, — это сохранять «долговые расписки» до лучших времен.
Но теперь хранить уже нечего. А щедрость Кремля оплатят его верные избиратели. Не впервой.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов
Комментарии