24 октября один из бывших активистов НБП Николай Авдюшенков был приговорен к году лишения свободы условно по второй части 282-й статьи УК РФ — «Участие в деятельности экстремистского сообщества». Суд не счел обоснованными доводы защиты, утверждавшей, что участие Авдюшенкова в захвате приемной МИД еще не доказывает его причастности к запрещенному экстремистскому сообществу.
Напомним, 2 июля 2008 года в здание одной из приемных МИД РФ вошли 13 молодых людей. Оказавшись в кабинете заведующего приемной, они заколотили изнутри его дверь. Шестеро из них приковали себя наручниками к решеткам окон, выходящим на Денежный переулок. По словам участников акции, «захват» был осуществлен в знак протеста против выдачи Латвии сторонника национал-большевистских взглядов Владимира Абеля.
В МИД РФ акцию молодых людей оценили как «дебош» и отметили, что «в результате оперативных действий сотрудников правоохранительных органов хулиганы были выдворены из приемной и доставлены в ближайшее отделение милиции».
Однако штрафами и административными наказаниями «хулиганы» не отделались. Против них — за исключением несовершеннолетней девушки — были возбуждены уголовные дела по обвинению в экстремизме. Весной 2009 года один из фигурантов дела Дмитрий Манец был приговорен к двум годам и двум месяцам в колонии-поселении. Теперь пришла очередь Николая Авдюшенкова.
Национал-большевики — на острие борьбы с властью
Национал-большевистская партия — сейчас надо обязательно добавлять термин «запрещенная», «ликвидированная», «реально не существующая» (я, надеюсь, достаточно сказал, чтобы заинтересованные лица действительно поверили, что я считаю, что она не существует), — оказалась на острие борьбы между оппозицией и властью, поскольку методы выражения ею протеста достаточно радикальны. Для Европы это нормально, для нас же это еще непривычно.
В конце концов, Национал-большевистская партия и ее члены стали подвергаться, как я бы это назвал, необоснованным мерам государственного воздействия. Сначала это были просто уголовные процессы, потом тактика менялась и были на них нападения. Потом попросту организацию сначала ликвидировали, а потом уже ликвидированную организацию запретили.
И сейчас уже уголовные процессы перешли в новое качество. Сейчас судят бывших членов НБП, утверждая, что они действующие, приговаривая их к различным срокам по 282-2 статье «Участие в экстремистской организации». Вот эти процессы они сейчас, может быть, являются наиболее показательными.
Дело в том, что если раньше национал-большевиков судили за хулиганства или еще за что-то — хулиган он и в Африке хулиган, в принципе, — то сейчас их судят за экстремизм. На мой взгляд, понятие экстремизма, которое имеется в России, оно совершенно не соответствует тому понятию, которое имеется в Европе. Это, прежде всего, межрелигиозная, межнациональная рознь. К нацболам это, что называется, близко не лежало. НБП — типичная «левая» организация. Причем, это не мои оценки: мы просто в предыдущих судах опрашивали различных экспертов, которые нам говорили, к какому спектру они могли бы отнести Национал-большевистскую партию. И они характеризовали их, как радикальных социал-демократов европейского толка.
Теперь, когда они называются экстремистами, они, на мой взгляд, являются инакомыслящей и политически преследуемой организацией. Приговоры, которые в отношении их выносятся, довольно жестокие. Планируется вынесение приговора в замоскворецком суде. Там на скамье подсудимых находятся трое ребят, которые сейчас не состоят в Национал-большевистской партии, но раньше они в ней состояли. Государственное обвинение попросило им пять лет лишения свободы. Не так давно в Свердловске осужден бывший национал-большевик, а ныне член КПРФ Алексей Никифоров. Он приговорен к одному году лишения свободы. Недавно в Москве вынесены приговоры по делам Авдюшенкова—Унчука. Там люди приговорены к одному году лишения свободы условно. То есть, в общем, тоже не к штрафу, а к достаточно серьезным наказаниям.
Борьба, таким образом, между Национал-большевистской партией и некоторыми государственными чиновниками переходит во все новую и новую фазу.
Комментарии